Бизнес-школы пересматривают стратегию MBA-обучения по мере изменения спроса на рынке

«Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу» 
Синди Харрис, прозаик, журналист XX в.

24 мая 2018

Полное двухгодичное MBA образование до сих пор остается основной программой у большинства крупных школ. Однако в последние два года часть школ либо сокращают программы, либо вовсе не предлагают программ MBA, рассчитанных на обучение в течение полного дня (в числе последних – Лондонский King’s College London, университет Wake Forest в Северной Каролине и Tippie College of Business при Университете штата Айова).

По словам профессора Эстрина, сотрудника Лондонской School of Economics (одного из высших учебных заведений, впервые начавших работать без программы MBA), «наша школа доказала, что можно преуспеть и без MBA. Десять лет назад, когда мы только начали проводить новую политику, мы ориентировались на заявления наших основных рекрутеров. Представители компаний, нанимавших ранее наших выпускников, все чаще говорили, что хотят нанимать студентов непосредственно после получения ими диплома о специальном высшем образовании, чтобы развивать у них навыки менеджмента через собственные внутренние обучающие программы. Мы пошли им навстречу, и пока что вполне успешно справляемся».

В бизнес-школе при университете Wake Forest набор студентов на двухгодичную программу MBA с полным учебным днем сократился с 123 до 98 человек только в последнем году. По словам Чарльза Якова, декана школы, такое сокращение ставит под сомнение финансовую целесообразность программы. В то же время выросло количество желающих обучаться по программе неполного рабочего дня (занятия по вечерам и в выходные дни) – с 2011 года количество студентов на этой программе увеличилось на 44%.

Показательным в этом плане является и пример бизнес-школы Tippie.

Сара Гардиал, декан Tippie, объявила о закрытии полной программы MBA в августе 2017 года. Она считает, что решающее значение для такого решения имеет падение спроса и, следовательно, снижение рентабельности программы для школы.

Два предыдущих декана Tippie уже рассматривали такую возможность, но так и не воплотили ее в жизнь. Решение г-жи Гардиал первоначально было встречено резко негативно – как со стороны студентов, так и со стороны сотрудников школы и даже выпускников. «В первые часы это было ужасно», делится впечатлениями Сара Гардиал, «мы пытались объяснить, что станем инвестировать в другие, более востребованные формы обучения, что никто из сотрудников не потеряет работу и так далее, но это не имело эффекта». Настроения изменились только после того, как руководство школы открыто выложило данные о расходах на MBA и указало, что классическая полная MBA программа была убыточной – из-за нее школа теряла до $1 млн. ежегодно, даже без учета расходов на оплату труда преподавательского состава.

MBA в Tippie будет заменена специальным магистерским курсом, и заявки на этот курс уже выросли на 517% с момента его создания в 2014 году. Г-жа Гардиал считает, что опыт ее школы станет хорошим примером для деканов других учебных заведений. «Мы идем в ногу с требованиями рынка, которые нельзя игнорировать», говорит она.